С началом обучения в школе у некоторых учащихся обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
При диграфии учащиеся младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество ошибок.
Характер ошибок на письме при дисграфии:
1. Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
3. Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с, у-ю, а-я, о-ё, ь-и: «папушка» - бабушка, «бэроза» - берёза, «палицы» - пальцы).
4. Пропуски букв и слогов ( «трва» -трава, «кродил» - крокодил), недописывание слогов, слов («красны» - красный, «лопат» - лопата), замена и удвоение слогов.
5.Наращивание слов лишними буквами и слогами («тарава» - трава, «бабабушка» - бабушка).
6.Искажение слова («наотух» - на охоту, «хабаб» - храбрый).
7.Слитное написание слов и их произвольное деление («нас тупила» - наступила, «виситнастене» - висит на стене).
8.Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений («Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»).
5. Очень медленный темп письма, низкая работоспособность.
6. Дрожание руки, дополнительные штрихи, дрожащие линии.
7. Трудность выполнения связи между буквами, «печатание».
Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.
Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево».
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко –
молоко, весёлы (весёлый).
Обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии
должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционно-педагогической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Несколько советов родителям
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, никогда не унижайте.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ
Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут дефектологу в работе над дефектом.
1)Проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы учащийся производил звуко–буквенный анализ, запоминал порядок звуков.
2) Выполнять разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.
3) При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках, и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
4) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с гласных, дальше согласные, с которыми есть проблемы (сначала их тоже нужно задавать по одной). Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика ("п/т", "п/р", "м/л", "г/д", "у/ю", "д/б).
5) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием:"НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком".
Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы - сборники диктантов. Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
4) "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например: К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.
5)Лабиринты.
Они хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты надо писать! Только по-особому!
1.Чрезвычайно медленно!
2.Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. 3.Затем диктуется первое предложение. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Необходимо помнить, что ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети бывают гиперактивны. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении
разгарнуць » / « згарнуць