УТВЕРЖДЕНО
Приказ управления
по образованию
Пинского городского
исполнительного комитета
11.12.2023 № 629
УСТАВ
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 18 г.Пинска»
(новая редакция)
СТАТУТ
дзяржаўнай установы адукацыi
”Сярэдняя школа № 18 г.Пінска“
(новая рэдакцыя)
г. Пинск, 2023
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 18 г. Пинска», зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 8 октября 2007 г. за № 290481987.
1.2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г. Пинска» создано в соответствии с решением Пинского городского исполнительного комитета от 21 августа 2007 г. № 879.
1.3. Учредителем Учреждения образования является Пинский городской исполнительный комитет (далее - Учредитель), органом государственного управления является управление по образованию Пинского городского исполнительного комитета (далее – орган управления).
Собственником имущества Учреждения является Пинский городской Совет Депутатов (далее именуемый - Собственник). Уполномоченный Собственником орган по управлению и распоряжению имуществом Учреждения – Пинский городской исполнительный комитет (далее именуемый – Горисполком).
Органом государственного управления, уполномоченным Горисполком управлять имуществом Учреждения, является управление по образованию Горисполкома.
1.4. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретами, Указами Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования (далее – Положение об учреждении общего среднего образования) (с изменениями и дополнениями), иными актами законодательства, нормативными актами, издаваемыми в соответствии с их компетенцией органами образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, а также настоящим Уставом.
1.5. Учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, необходимую для выполнения уставных целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, в соответствии с актами законодательства.
1.6. Учреждение поддерживает деятельность молодежных и детских общественных организаций (объединений), которые не противоречат законодательству Республики Беларусь.
1.7. Юридический адрес Учреждения: 225710, Республика Беларусь, Брестская обл., г.Пинск, пр-т Жолтовского, 37.
1.8. Полное наименование Учреждения: государственное учреждение образования «Средняя школа № 18 г.Пинска» – на русском языке; дзяржаўная ўстанова адукацыі «Сярэдняя школа № 18 г.Пінска» – на белорусском языке; сокращенное наименование Учреждения: средняя школа № 18 г.Пинска – на русском языке; сярэдняя школа № 18 г.Пінска – на белорусском языке.
1.9. Учреждение имеет круглую печать с изображением Герба Республики Беларусь, штамп и фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами, вывески установленного образца.
1.10. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид учреждения образования – средняя школа.
1.11. Вид учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида учреждения образования принимается Учредителем по основаниям, предусмотренным законодательством.
1.12. Учреждение обеспечивает получение общего среднего образования.
1.13. В Учреждении не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
1.14. Учреждение подчиняется управлению по образованию Пинского горисполкома (далее – управление), главному управлению образования Брестского областного исполнительного комитета, Министерству образования Республики Беларусь.
1.15. Учреждение может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.
1.16. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также учитываемым на отдельном балансе имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учреждение выполняет образовательную, интеллектуальную, социальную и культурную функции, направленные на удовлетворение интересов личности, общества и государства.
2.2. Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение права обучающихся на получение общего среднего образования с учетом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов; формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
2.3. Для достижения своих целей и поставленных задач Учреждение образования может осуществлять виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5декабря 2011 года № 85 с последующими изменениями и дополнениями.
2.4. Виды деятельности:
85200 – начальное образование;
85310 – общее среднее образование;
85510 – образование в области спорта и отдыха;
85520 – образование в области культуры;
85590 – прочие виды образования, не включенные в другие группировки;
85600 – вспомогательные образовательные услуги;
88910 – дневной уход за детьми;
62090 – прочие виды деятельности в области информационных технологий и обслуживания компьютерной техники;
68200 – сдача внаём собственного и арендуемого недвижимого имущества;
91011 – деятельность библиотек;
91020 – деятельность музеев;
93110 – деятельность физкультурно-спортивных сооружений;
93190 – прочая деятельность в области физической культуры и спорта;
93290 – прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;
94200 – деятельность профессиональных союзов.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Учреждением после получения соответствующей лицензии в установленном законодательством порядке.
2.5. Задачи деятельности Учреждения:
обеспечивать получение учащимися начального, общего базового и общего среднего образования, первичных знаний и навыков, необходимых в выборе будущей профессии;
выявлять способных и одаренных учащихся, обеспечивать для них профессиональную ориентацию через факультативные занятия различной направленности;
осуществлять подготовку учащихся к поступлению в учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в том числе и через дополнительные образовательные платные услуги и факультативные занятия;
давать каждому учащемуся равные возможности и ресурсы для развития своих способностей и склонностей, их творческой инициативы, актуализировать образование, достигать активности процесса учения;
формировать и развивать личность учащихся, их научное мировоззрение, навыки овладения социальными, культурными, моральными нормами и правилами;
формировать у учащихся гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе государственной идеологии;
создавать условия и возможности для нравственно-психологической и социальной адаптации учащихся;
формировать у учащихся культуру отношений и здоровый образ жизни;
приобщать учащихся к мировым культурным ценностям, ценностям белорусского народа, формировать у них высокие культурно-эстетические потребности, художественный и музыкальный вкус;
подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду;
формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формировать культуру семейных отношений, создавать условия для социализации и саморазвития личности учащегося.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Правовой статус и функции структурных подразделений Учреждения определяются соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Образовательный процесс в Учреждении организуется на основе: принципов государственной политики в сфере образования; образовательных стандартов; достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов; педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания; культурных и духовных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры; современных образовательных и информационных технологий.
4.2. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования и включает в себя теоретическую и практическую подготовку, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусьоб образовании.
4.3. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования;
компетентностный подход;
охрана жизни и здоровья обучающихся; соблюдение установленной продолжительности учебного года, каникул, сроков и форм аттестации обучающихся; соблюдение санитарно-эпидемиологических требований; создание безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе при проведении мероприятий плана воспитательной работы Учреждения. В целях создания безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе при проведении мероприятий плана воспитательной работы Учреждения устанавливаются требования к мерам безопасности при проведении учебных занятий, занятий по учебным предметам, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, организации практики, производственного обучения, мероприятий по реализации Учреждением планов воспитательной работы. Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса, Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ (кроме несчастных случаев, произошедших при привлечении к выполнению работ в организациях в период производственного обучения, а также во время проведения занятий физической культурой и спортом), с воспитанниками при реализации программ воспитания, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Организация безопасности проведения занятий физической культурой и спортом с обучающимися осуществляется в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утверждаемыми Министерством спорта и туризма Республики Беларусь; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
4.4. Языками обучения и воспитания в Учреждении являются государственные языки Республики Беларусь. Учащиеся в обязательном порядке изучают государственные языки (русский и белорусский).
4.5. От изучения белорусского или русского языка могут быть освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
4.6. Обязательный для изучения иностранный язык в Учреждении–английский. Для продолжения изучения учащимися V-XI классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в Учреждении, при наличии в каждом классе от одного до восьми учащихся выделяется количество учебных часов, установленных типовым учебным планом.
4.7. Учреждение реализует: образовательные программы общего среднего образования(образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования); образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь; программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, а также программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
4.8. Учреждение функционирует в составе I-XI классов, осуществляя обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования (I ступень – I-IV классы, II ступень – V-IX классы, III ступень – X-XI классы).
4.9. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
4.10. I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
4.11. I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которой является обязательным. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
4.12. Требование обязательности общего среднего образования сохраняется до достижения лицом возраста восемнадцати лет, а также для лиц, достигших такого возраста и осваивающих содержание образовательной программы среднего образования. При этом требование обязательности общего среднего образования не распространяется на лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
4.13. Срок получения: начального образования составляет четыре года; общего базового образования составляет девять лет; общего среднего образования составляет одиннадцать лет.
4.14. Сроки обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования составляют на: I ступени при реализации образовательной программы начального образования четыре года; II ступени при реализации образовательной программы базового образования пять лет; III ступени при реализации образовательной программы среднего образования два года.
4.15. Форма получения образования – дневная очная.
4.16. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
4.17. Для учащихся устанавливаются каникулы.
Общая продолжительность каникул в период проведения учебных занятий должна быть не менее 30 календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее 37 календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель. Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования Республики Беларусь.
4.18. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
4.19. На III ступени общего среднего образования может быть организовано профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.
4.20. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, группах (при делении класса на группы или объединении учащихся параллельных классов в группы) или индивидуально. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании приказа директора Учреждения, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
В класс объединяются учащиеся преимущественно одного возраста. В случае, когда количество учащихся при приеме (зачислении) в учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования, превышает установленную учредителем учреждения образования или уполномоченным им органом наполняемость класса, создается несколько классов (параллельные классы). Порядок деления классов на группы, объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде. В Учреждении могут создаваться специализированные по спорту классы, классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, при организации интегрированного обучения и воспитания – специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания. Специализированные по спорту классы – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса для учащихся организуется учебно-тренировочный процесс. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь. Классы совместного обучения и воспитания – классы, в которых лица с особенностями психофизического развития совместно с лицами, не имеющими таких особенностей, осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
4.21. Решение о наполняемости классов, в том числе классов совместного обучения и воспитания, и количестве лиц с особенностями психофизического развития в них, кроме специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, принимается учредителем Учреждения, с учетом потребностей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, проживающих на территории, закрепленной за Учреждением, при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного учащегося во всех помещениях с пребыванием учащихся. Наполняемость специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
4.22. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), общественно полезный труд. Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам при этом обязательно в первую смену для учащихся I, II, V, IX-XI классов. Учебное проектирование – учебные занятия, предполагающие самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов. Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Учреждения факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности. Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся. Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных предметов) учащимися, осваивающими содержание образовательных программ общего среднего образования в очной форме получения образования. Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности. Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.
Порядок организации занятий, указанных в части первой настоящего пункта, определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
4.23. Учреждение имеет право на разработку и проведение в установленном порядке экспериментальной и инновационной деятельности по применению нового содержания обучения и воспитания, новых педагогических систем, которые формируются на принципах непрерывности с другими видами образования.
4.24. В Учреждении для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I-IX общего среднего образования, Положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Решение о наполняемости группы продленного дня в Учреждении принимается учредителем. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов Учреждения.
4.25. В Учреждении проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
4.26. Прием лиц в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
4.27. Преимущественное право при приеме (зачислении) в Учреждение имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено Учреждение. В приеме (зачислении) в Учреждение лицу, проживающему на территории, за которой закреплено Учреждение, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в Учреждение могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в Учреждение на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплено Учреждение, определяются Положением об учреждении общего среднего образования. В случае отсутствия свободного места в Учреждении лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплено Учреждение, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.
4.28. Прием (зачисление) лиц в Учреждение для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году. Для приема детей в I класс законные представители в установленные сроки подают заявление на имя директора Учреждения и представляют следующие документы: копия свидетельства о рождении ребенка, медицинская справка о состоянии здоровья.
4.29. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается управлением образования Пинского горисполкома исполнительного комитета на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
4.30. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию в порядке, установленном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
4.31. Аттестация обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ проводится в соответствии с правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, если иное не установлено Кодексом Республики Беларусь об образовании. Результаты учебной деятельности обучающихся при их аттестации могут оцениваться отметками по шкале, используемой при оценивании, отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записями «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)», иными записями, осуществляться на содержательно-оценочной основе, предполагающей словесную оценку результатов учебной деятельности. Отметки и записи могут быть положительными и неудовлетворительными. Шкала отметок, используемая при оценивании результатов учебной деятельности обучающихся, иные отметки и записи, которые используются при оценке результатов учебной деятельности обучающихся, устанавливаются правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ.
4.32. Текущая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ в целях систематического или периодического контроля и оценки результатов учебной деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания соответствующей образовательной программы в течение четверти. Промежуточная аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ в целях оценки результатов учебной деятельности обучающихся за четверть. Промежуточная аттестация проводится с учетом результатов текущей аттестации в случае ее проведения, если учет результатов текущей аттестации предусмотрен Кодексом Республики Беларусь об образовании. Итоговая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации соответствующих образовательных программ при завершении освоения содержания образовательных программ.
4.33. Итоговая аттестация проводится по учебным предметам, модулям по завершении учебных занятий в учебном году, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования. Итоговая аттестация по завершении учебных занятий в учебном году проводится по результатам промежуточной аттестации. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям. Итоговые испытания по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена.
Перечень учебных предметов, модулей, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний, в том числе основной и иной сроки, резервные дни проведения централизованных экзаменов, ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Учащиеся проходят итоговые испытания в виде централизованного экзамена в учреждениях общего среднего, среднего специального, высшего образования, иных учреждениях образования, определяемых Министерством образования Республики Беларусь в качестве пунктов проведения централизованных экзаменов. Порядок организации и проведения централизованных экзаменов, в том числе учреждения образования, определяемые в качестве пунктов проведения централизованных экзаменов, и учреждения образования, реализующие образовательную программу среднего образования, закрепляемые за такими пунктами, определяются Министерством образования Республики Беларусь. Учащиеся по медицинским основаниям могут быть освобождены от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Учащиеся могут быть освобождены от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования по иным основаниям. Иные основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся, освобожденных от итоговых испытаний, определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или неаттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по учебным предметам (модулям), по которым проводятся выпускные экзамены.
Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам (модулям) в иные сроки, установленные Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения. К выпускным экзаменам, централизованным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам (модулям), экстерны. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или неаттестованные не более чем по двум учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, за исключением тех учащихся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по учебным предметам (модулям) по итогам учебного года, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованный экзамен. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие на выпускном экзамене по одному учебному предмету (модулю) неудовлетворительную отметку, могут сдать выпускной экзамен по этому учебному предмету (модулю) в сроки, установленные Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Учащиеся, не явившиеся по уважительной причине на централизованный экзамен, могут быть допущены к централизованному экзамену в резервный день или иной срок в порядке, установленном Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена. Учащиеся, имеющие неудовлетворительные отметки по итогам учебного года не более чем по двум учебным предметам (модулям) или не аттестованы не более чем по двум учебным предметам (модулям), за исключением учебных предметов (модулей), по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены, допускаются к аттестации по итогам учебного года по этим учебным предметам (модулям) в сроки, установленные Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Аттестация учащихся осуществляется в устной, письменной и практической формах, допускается сочетание указанных форм.
4.34. Выпускникам Учреждения, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования – аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 90 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Выпускникам, завершившим обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, за особые успехи в изучении отдельных предметов вручаются похвальные листы «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
4.35. Учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
4.36. Учреждение может предоставлять в соответствии с законодательством платные услуги в сфере образования.
4.37. Учреждение может оказывать платные образовательные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.38. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
4.39. Воспитание осуществляется на учебных занятиях, занятиях и в процессе воспитательной работы во внеучебное время.
4.40. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.
4.41. Основными составляющими воспитания являются:
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у учащегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; гендерное воспитание, направленное на формирование у учащегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
семейное воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащегося труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; экологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к природе; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у учащегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
4.42. Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.
4.43. В Учреждении в целях социальной адаптации учащихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка учащимся и оказание им психологической помощи. Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются педагогами социальными и педагогами-психологами учреждения.
4.44. Режим работы Учреждения принимается педагогическим советом и утверждается директором. Ежедневное количество и продолжительность учебных занятий, перемен определяется расписанием учебных занятий, которое утверждается директором и устанавливается в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Расписание учебных занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для организации питания и активного отдыха.
4.45. В Учреждении используются дневники единого образца, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
5.2. Обучающимися являются лица, зачисленные в учреждение образования в установленном порядке для обучения и воспитания.
5.3. Обучающиеся имеют право на: получение образования в соответствии с образовательными программами; одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства; перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь; обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития; уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса; бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, коррекционно-педагогическую помощь в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы основного, дополнительного и специального образования; пользование учебниками и учебными пособиями; каникулы; бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой Учреждения; получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения; поощрение за успехи в учебной, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении Учреждением; участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией; участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству; обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений; получение бесплатного общего базового, общего среднего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь; получение платных услуг в сфере образования.
5.4. Обучающиеся обязаны: добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса; не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования; бережно относиться к имуществу Учреждения;
высоко нести честь обучающегося Учреждения, стремиться повышать его престиж, сохранять и умножать сложившиеся в нем традиции;
повышать свой образовательный уровень на уроках и факультативных занятиях;
регулярно посещать учебные занятия, представлять классному руководителю сведения о причинах пропусков учебных занятий;
участвовать в общественно-полезном труде; постоянно работать над саморазвитием и самообразованием, повышать свой культурный уровень;
уважать честь и достоинства других людей, уважать их взгляды и убеждения, с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
достойно вести себя в Учреждении и за его пределами, заботиться о красоте своей речи, проявлять уважение к старшим и ровесникам, милосердие и человечность;
поддерживать общественный порядок, исключить пользование личными средствами связи во время учебных занятий и мероприятий;
знать и выполнять правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на воде и другие правила безопасности жизнедеятельности;
строго соблюдать правила безопасного поведения и требовать их выполнения от других; не допускать причинения вреда здоровью других лиц;
носить в учебное время одежду делового стиля;
подчиняться решениям педагогического совета Учреждения, приказам
директора и его заместителей, требованиям педагогических работников и других работников Учреждения, органам ученического самоуправления.
5.5. Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):
опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;
нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса; неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
оскорбления участников образовательного процесса;
распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;
порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения;
несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности; распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории Учреждения, либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курения (употребления) табачных изделий в здании и на территории Учреждения; иных противоправных действий (бездействия).
5.6. За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
5.7. К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащиеся из числа лиц с особенностями психофизического развития – с семнадцати лет.
5.8. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия: индивидуальная беседа с учащимся о допущенных проступках;
беседа с законными представителями о допущенных учащимся проступках;
рассмотрение проступка на совете по профилактике правонарушений и безнадзорности; рассмотрение проступка на комиссии по делам несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, непротиворечащие законодательству.
5.9. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, досрочное прекращение образовательных отношений.
5.10. Досрочное прекращение образовательных отношений как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за: непрерывное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях, занятиях в течение учебного года; неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин обязанностей учащимся, имеющим не снятое (не погашенное) дисциплинарное взыскание.
5.11. Досрочное прекращение образовательных отношений как мера дисциплинарного взыскания не применятся к: учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового, общего среднего образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования; учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.
5.12. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Учреждения. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
5.13. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.
5.14. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается.
5.15. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений).
5.16. Педагогические работники имеют право на: защиту профессиональной чести и достоинства; обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания; доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования; участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;
участие в управлении Учреждением; повышение квалификации; моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству; ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования Республики Беларусь.
5.17. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию; пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся; обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития; проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
5.18. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству. Запрещается необоснованно освобождать учащихся от занятий.
5.19. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью; имеющие судимость, которая не снята или не погашена; не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами; признанные недееспособными или ограниченно дееспособными; имеющие медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности.
5.20. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
5.21. Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
5.22. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на: ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, информацией о наличии лицензии на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией; участие в управлении Учреждением; защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений; получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся; получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
5.23. Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства и локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
5.24. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся; уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
5.25. Законные представители несовершеннолетних обучающихся несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
5.26. Не допускается вмешательство законных представителей несовершеннолетних обучающихся в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь. Воспитание обучающихся обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.
5.27. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства и локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
5.28. К иным работникам Учреждения относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные и иные вспомогательные функции.
5.29. Права и обязанности иных работников Учреждения устанавливаются законодательством и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения, их трудовыми договорами.
5.30. Работники Учреждения, обучающиеся и их законные представители несут ответственность за повреждение помещений и строений, учебного оборудования, инвентаря, иного имущества Учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА. ФИНАНСОВАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6.1. Финансирование Учреждения осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, государственных минимальных социальных стандартов в области образования, нормативов расходов на одного обучающегося. Источниками финансирования Учреждения являются: средства республиканского и (или) местных бюджетов; доходы, полученные за счет осуществления экономической деятельности, соответствующей целям и предмету деятельности Учреждения; безвозмездная (спонсорская) помощь юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей; другие источники, которые не запрещены действующим законодательством Республики Беларусь.
6.2. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов.
6.3. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6.4. Оказание платных образовательных услуг не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
6.5. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных образовательных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством. Имущество Учреждения находится в собственности г.Пинска и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. Учреждение распоряжается имуществом в пределах и порядке, установленных действующим законодательством Республики Беларусь. Имущество Учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также из иных источников, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
6.6. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
6.7. Запрещается устанавливать Учреждению нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности.
ГЛАВА 7
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮУЧРЕЖДЕНИЯ. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
7.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом на принципах единоначалия и самоуправления.
7.2. К исключительным компетенциям Учредителя относятся:
принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения;
утверждение Устава Учреждения, изменений и (или) дополнений, вносимых в Устав Учреждения; определение предмета, целей и задач деятельности Учреждения;
осуществление функции контроля за использованием и сохранностью имущества;
учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь; учредитель Учреждения обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения.
7.3. Непосредственное руководство учреждением образования осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.
7.4. Директор Учреждения: руководит всеми направлениями деятельности Учреждения; организует деятельность Учреждения в соответствии с настоящим Уставом и законодательством Республики Беларусь; действует от имени Учреждения, представляет ее во всех инстанциях без доверенности; выдает доверенности, обладает правом первой подписи финансовых документов; распоряжается имуществом Учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществляет зачисление учащихся в Учреждение, перевод и отчисление из учреждения образования;
утверждает Положения, регламентирующие деятельность Учреждения, и иные локальные документы в соответствии с настоящим Уставом и законодательными актами по согласованию с профсоюзным комитетом;
издает приказы и дает распоряжения, обязательные для всех работников, несет полную ответственность за результаты деятельности Учреждения;
контролирует ход реализации основных направлений развития Учреждения;
создает условия для творческой деятельности учащихся и педагогических работников, применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, проведения педагогических экспериментов;
выносит наиболее важные вопросы деятельности Учреждения на рассмотрение педагогического совета; проявляет заботу о моральной и социальной защите педагогов и учащихся;
выполняет, контролирует выполнение решений, принятых педагогическим советом, вышестоящими органами; приобретает, арендует, заказывает необходимое оборудование и другие материальные ресурсы в любых предприятиях, организациях, кооперативах в розничной сети или у лиц по безналичному расчету;
заключает договоры по оказанию Учреждением услуг учащимся и их законным представителям, другим гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям; утверждает структуру и штатное расписание в пределах установленной численности и расходов на содержание; осуществляет прием и увольнение работников, утверждение их должностных (рабочих) инструкций; вправе делегировать часть своих полномочий своим подчиненным.
7.5. В случае временного отсутствия директора его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке заместитель директора (один из заместителей).
7.6. В Учреждении создаются (могут создаваться) органы самоуправления: педагогический совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет.
7.7. Основным органом самоуправления учреждения образования является педагогический совет, возглавляемый директором.
7.8. Деятельность педагогического совета направлена на решение задач определения приоритетных направлений развития учреждения образования, обеспечения качества образования, совершенствования образовательного процесса, профессиональной компетентности педагогических работников, здоровьесберегающей системы в учреждении образования, изучения педагогического опыта, распространения эффективной педагогической практики. Порядок создания и деятельность педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования и родительском комитете общего среднего образования, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
7.9. Родительские комитеты школы (классов) создаются в целях укрепления связей между семьей и Учреждением, оказания содействия администрации и педагогическому коллективу в создании условий для воспитания и обучения воспитанников, привлечения родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования, соблюдения уважительного отношения к участникам образовательного процесса. Родительский комитет организует свою работу на основании Положения о педагогическом совете учреждения общего среднего образования и родительском комитете общего среднего образования, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь.
7.10. С целью оказания содействия в обеспечении деятельности и развития Учреждения может быть создан попечительский совет, который является органом самоуправления и осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете, иными актами законодательства Республики Беларусь и Уставом Учреждения.
7.11. В целях обеспечения прав учащихся в управлении Учреждением могут создаваться и действовать органы ученического самоуправления. Учреждение признает представителей органов ученического самоуправления, предоставляет им необходимую информацию.
7.12. Профессиональные союзы, действующие в Учреждении, участвуют в управлении Учреждением в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, локальными актами учреждения образования.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ШТАТА И
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА
8.1. Директор Учреждения осуществляет набор и увольнение технического персонала Учреждения, а также педагогического (по согласованию с управлением по образованию Пинского горисполкома). Трудовые отношения, права и обязанности педагогических и иных работников Учреждения определяются и регулируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), настоящим Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями работников Учреждения, другими нормативными правовыми актами. Должностные инструкции работников разрабатываются и утверждаются директором Учреждения на основе типовых квалификационных характеристик и согласовываются с профсоюзным комитетом.
8.2. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке.
8.3. Для работы в Учреждении могут привлекаться работники науки, образования, культуры, производства на условиях почасовой оплаты и совместительства.
8.4. Директор назначается на должность и освобождается от должности начальником управления по образованию Пинского горисполкома по согласованию с Пинским городским исполнительным комитетом и главным управлением образования Брестского областного исполнительного комитета. С директором заключается контракт в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на срок не более, чем на 5 лет. Должностные обязанности директора Учреждения утверждает начальник управления по образованию Пинского горисполкома. Заместители директора назначаются и освобождаются от должности по согласованию с управлением по образованию Пинского горисполкома.
8.5. Учреждение имеет штатное расписание, утверждаемое директором в пределах выделенного в установленном порядке фонда заработной платы.
8.6. Оплата труда работников Учреждения и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
8.7. Оклады должны рассматриваться как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих квалификационных групп педагогических и иных работников.
8.8. Премирование работников, установление надбавки за высокие достижения в труде работникам учреждения образования, за характер труда педагогическим работникам, доплат за особые условия труда осуществляется в соответствии с разработанными Положениями, включенными в коллективный договор Учреждения.
ГЛАВА 9
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
9.1. Педагогическая деятельность как высококвалифицированная профессия, имеющая значение для всего общества и требующая от учителей глубоких знаний и особого мастерства, предполагает систематическую и непрерывную работу по повышению квалификации педагогов.
9.2. Методическая работа направлена на обеспечение реализации требований образовательных стандартов общего среднего образования, разработку учебно-методического обеспечения (учебные планы и программы, методические указания по проведению различных видов занятий и дисциплин, учебные пособия по предметам и т.д.) образовательного процесса, а также на разработку наиболее эффективных методик преподавания и обмена опытом, изучение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, экспериментальную и инновационную деятельность Учреждения.
9.3. Для совершенствования научно-методического обеспечения общего среднего образования, организации взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования, в Учреждении могут создаваться учебно-методические объединения, творческие и проблемные группы.
9.4. Функциями учебно-методических объединений являются: участие в разработке предложений по совершенствованию образовательных стандартов общего среднего образования; участие в разработке учебного плана Учреждения, учебных программ; участие в разработке методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования применительно к условиям Учреждения, повышению эффективности учебных занятий, занятий, самостоятельной работы учащихся в учебное и во внеучебное время для развития их творческих способностей, вовлечения в различные виды социально значимой деятельности;
разработка методических рекомендаций по стимулированию учебной деятельности учащихся и формированию у них компетенций, развитию их творческих способностей при изучении учебного предмета в рамках освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;
разработка предложений по совершенствованию деятельности в повышении квалификации педагогических работников по вопросам разработки и использования структурных элементов научно-методического обеспечения общего среднего образования в образовательном процессе; иные функции, направленные на повышение качества образования.
9.5. Для координации деятельности учебно-методических объединений, осуществления взаимодействия с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования, может создаваться методический совет.
9.6. Методическая работа в Учреждении организована на основании Положения об учебно-методических объединениях в сфере общего среднего образования, Положения о методическом совете учреждения образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 10
УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ
10.1. Документация Учреждения ведется в соответствии с порядком, утверждаемым действующим законодательством Республики Беларусь.
10.2. Учреждение представляет статистическую и иную отчетность в установленном порядке, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности Учредителю. За непредставление и (или) искажение отчетности, нарушение сроков ее представления должностные лица Учреждения несут установленную законодательством ответственность.
10.3. Государственным учреждением «Центр обеспечения деятельности учреждений сферы бюджетных организаций города Пинска» осуществляется реальный учет средств, полученных от внебюджетной деятельности, спонсорской помощи, других источников Учреждение образования использует их в порядке, установленном действующим законодательством на цели, определенные настоящим Уставом.
10.4. Статистическая отчетность, бухгалтерский учет Учреждения ведется государственным учреждением «Центр обеспечения деятельности учреждений сферы бюджетных организаций города Пинска» согласно договору оказания услуг.
10.5. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется уполномоченными государственными органами. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства. Учреждение обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.
10.6. Учреждение на плановой основе осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования – комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности. Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования
ГЛАВА 11
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
11.1. Учреждение осуществляет международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.
11.2. Учреждение вправе по согласованию с Учредителем:
участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;
участвовать в международном сотрудничестве по проблемам образования, повышения квалификации педагогического мастерства, практической подготовки педагогических кадров;
заключать соглашения с зарубежными общеобразовательными учреждениями по обмену учащимися и педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики педагогов; направлять учащихся для участия в международных олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, используя для этого средства из внебюджетных источников.
11.3 Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в соответствии с актами законодательства на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения и недолжно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.
ГЛАВА 12
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
12.1. Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
12.2. Решения о реорганизации и ликвидации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий таких решений.
12.3. В случае прекращения деятельности Учреждения и аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
12.4. Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.
12.5. Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.
ГЛАВА 13
ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ УСТАВА, ВНЕСЕНИЯ
ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
13.1. Настоящий Устав утверждается приказом управления по образованию Пинского городского исполнительного комитета, вступает в силу с момента его государственной регистрации согласно законодательству Республики Беларусь. Дополнения и изменения в настоящий Устав вносятся согласно законодательству Республики Беларусь.
СОГЛАСОВАНО
в части управления
и распоряжения имуществом
Начальник управления экономики
Пинского городского
исполнительного комитета
_____________________О.В.Юш
разгарнуць » / « згарнуць