Информация об учреждениях образования, осуществляющих прием лиц с особенностями психофизического развития для получения профессионально-технического образования посмотреть/скачать
Профориентационная работа в ГУО «Средняя школа № 18 г.Пинска»
В целях подготовки учащихся с ОПФР к профессиональному самоопределению возрастает необходимость в организации скоординированной профориентационной работы, которая обеспечивает возможность ознакомления учащихся, имеющих особенности развития, с доступными для получения профессиями и специальностями, условиями обучения.
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной ориентации учащихся с ОПФР понимается комплекс медико-биологических, социально-экономических и психолого-педагогических мер, содействующих профессиональному самоопределению. Являясь комплексной проблемой, профессиональная ориентация требует, комплексного решения, которое осуществляется в сотрудничестве специалистов разного профиля и родителей учащихся.
Ранняя профориентация детей с ОПФР (период обучения в начальной школе) характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о профессиях, создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому нами создаётся максимально разнообразная палитра впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся с ОПФР мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Таким образом, одной из задач нашей профориентационной работы является расширение кругозора и осведомлённости ребёнка с ОПФР о профессиях в процессе общения со взрослыми. Профориентационная работа с учащимися с ОПФР в начальных классах направлена на формирование представлений об областях профессиональной деятельности, о многообразии профессий; начальных знаний о массовых профессиях (название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) её представителя, результаты труда, возможные места работы работника данной профессии, проявляемые качества). Учащимся и интеллектуальной недостаточностью на конкретных примерах и наблюдениях, с максимальной опорой на личный жизненный опыт раскрывается общественная необходимость труда и формируются элементарные представления о многообразии профессий, прививается положительное отношение к труду, потребность быть полезным людям.
С данной целью с учащимися проводятся:
сентябрь
|
Беседа «Труд людей осенью».
|
октябрь
|
Беседа «Профессия пожарный». Экскурсия в Пинский горрайотдел по чрезвычайным ситуациям.
|
ноябрь
|
Экскурсия в пришкольные учебные мастерские. Мастер-класс.Беседа по материалам экскурсии
|
декабрь
|
Экскурсия на почту. Знакомство с работой почтового отделения
|
январь
|
Экскурсия на предприятие пищевой промышленности (столовая, молокозавод, хлебозавод). Мастер-класс.
|
февраль
|
Беседа «Уважение к людям труда» (мини-рассказы родителей о своём труде). Встречи с представителями разных профессий
|
март
|
Оформление выставки «Моя профессия – моё будущее»
|
апрель
|
Экскурсия на предприятие сферы обслуживания (в парикмахерскую, в швейную мастерскую). Профессиональные пробы
|
май
|
Инклюзивное мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны»
|
В процессе планирования профориентационных занятий, мы учим выделять в профессии существенные, главные стороны. Педагоги проявляют настойчивость в том, чтобы дети с ОПФР формулировали представления о профессии на основе существенных, главных признаков. В ходе знакомства с миром профессий педагоги уделяют внимание описанию условий и орудий труда специалистов.
Таким образом, следующей задачей профориентационной работы является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Профориентационная работа в период обучения детей с ОПФР заключается в основном в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Учащихся с ОПФР постепенно вводятся в тот мир профессий, которые соответствуют возможностям и интересам, с одной стороны, и потребностям рынка труда, с другой стороны. Специфика профориентационной работы с данной категорией лиц состоит в том, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения различных профессий и последующая самореализация в профессиональной деятельности.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с ОПФР имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
«Инклюзивное мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны».