- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
- Снятие страха - «Ничего страшного...»
- Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
- Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно.
- Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
- Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
- Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы
- Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
- Формируйте веру в успех.
- Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
- Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Любое развитие, и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научится управлять собой. Наша с вами задача – развивать и поддерживать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели.
- Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.
- Устранять эмоционально – психологические перегрузки.
- Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)
- Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.
У детей с ОПФР наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания. Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно.
- Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку.
- Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
- Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений.
• Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения ребёнка. Если ему сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
• По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
• В силу своих особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
• Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
• Учите детей контролировать себя.
• Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.