О КОРРУПЦИИ
В настоящее время коррупция, как правило, ассоциируется с обострением социально-экономических проблем в государстве, уменьшением доверия населения к власти, увеличением неравенства социальных групп в обществе, подрывом универсальных ценностей – прав человека.
Эффективным инструментом противодействия борьбы с коррупцией будет являться соблюдение прав человека. Основной целью ООН (согласно статье 1 Устава) является поддержание международного мира и безопасности, принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру; принятие мер для укрепления всеобщего мира; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 31 октября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. 28 апреля 2004 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась церемония подписания Республикой Беларусь Конвенции ООН против коррупции. Подписал конвенцию чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в США Михаил Хвостов.
Беларусь стала 107 государством, поставившим свою подпись под первым правовым документом ООН, имеющим целью укрепить международную борьбу с коррупцией.
Конвенция против коррупции является универсальным международно-правовым актом. Конвенция содержит перечень мер и правил, которые могут применяться всеми странами для укрепления государственного регулирования в области борьбы с коррупцией, положения по предупреждению коррупции и международному сотрудничеству в этой сфере.
Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.
Что же такое коррупция, откуда появилось это пагубное явление?
Коррупция – сложный социальный феномен. Его исторические корни уходят в глубокую древность и связаны с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. первоначально коррупция была больше нравственной проблемой, с развитием обществ коррупцию стали рассматривать как разложение власти.
Коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности.
Коррупция – глобальная проблема. Во второй половине XX века коррупция становиться международной проблемой.
Как показывает реальность, сегодня все страны СНГ в значительной степени поражены коррупцией.
Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией. В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством, страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.
В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.
Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Формами проявления коррупции являются
взяточничество; вымогательство; протекционизм; лоббизм; незаконное распределение общественных ресурсов; незаконная приватизация; необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов; незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
Система организации борьбы с коррупцией включает:
• антикоррупционную нормативно правовую базу и механизм ее выполнения; разграничение функций госорганов, зон ответственности и организация их взаимодействия по противодействию коррупции;
• деятельность специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
• образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно- аналитических и криминалистических центров;
• научное сопровождение деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
• использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В Законе о борьбе с коррупцией:
установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.
Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Статья 4 Закона «О борьбе с коррупцией» гласит: борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма. С целью обеспечения сосредоточения усилий в право-предупредительной работе по предотвращению коррупционных действий в Законе (статья 21) определен конкретный перечень коррупционных правонарушений.
К ним относятся:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК). 2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК).
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).
4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК).
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).
6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).
7.. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).
8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).
10. Получение взятки (ст. 430 УК).
11. Дача взятки (ст. 431 УК).
12. Посредничество во взятке (ст.432 УК).
13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433).
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.
Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной.
Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед нашим образованием стоит обширный круг проблем, требующих незамедлительного решения. Одна из них – проникновение коррупции в сферу образования. По определению Международного института планирования образования ЮНЕСКО, «Коррупция в образовании — это использование служебного положения для получения личной выгоды, что существенно влияет на возможности доступа к образованию, его качество и справедливость».
раскрыть » / « свернуть